С 2014 года Google активно призывает владельцев веб-ресурсов перейти на использование защищенного соединения, устанавливая SSL/TLS-сертификаты. Однако не все согласны с этой необходимостью. В данной статье мы рассмотрим аргументы «за» и «против», а также процесс получения сертификата.
Поддержка Google HTTPS
Протокол HTTPS был включен в интернет-стандарты в 2000 году, однако его популярность возросла в конце 2013 – начале 2014 годов, когда Google объявил о намерении учитывать HTTPS при ранжировании страниц в поисковой выдаче. В августе 2014 года компания подтвердила эти слухи в блоге для вебмастеров, заявив, что HTTPS является фактором ранжирования, поскольку обеспечивает безопасность передачи данных.
Для владельцев сайтов это стало сигналом: чтобы попасть в топ поисковых систем, необходимо внедрить защищенное соединение. Тем не менее, на тот момент этот фактор учитывался менее чем в 1% всех запросов и имел меньший вес, чем уникальность контента. Несмотря на возможное увеличение значимости HTTPS в будущем, массовый переход на этот протокол не состоялся.
В дальнейшем Google стал действовать через браузер Chrome, который с января 2017 года начал маркировать HTTP-страницы, собирающие пароли и данные кредитных карт, как небезопасные. С октября 2017 года Chrome 62 стал считать небезопасными все HTTP-страницы, собирающие любые данные, а начиная с июля 2018 года все HTTP-сайты подверглись маркировке как ненадежные. Это заметное предупреждение должно подтолкнуть пользователей к выбору защищенных ресурсов.
Движение за переход на HTTPS также поддерживается CA/Browser Forum, который включает центры сертификации, производители браузеров и другие разработчики приложений, работающих с SSL/TLS.
Формальность или необходимость?
Google Chrome используется 55% пользователей рунета, что заставляет веб-мастеров учитывать мнение этой компании. Однако многие из них выражают несогласие с позицией IT-гиганта.
Основные аргументы против:
- Не все страницы требуют защиты, так как не содержат чувствительных данных, перехват которых может повлечь за собой негативные последствия.
- Влияние HTTPS на ранжирование страниц в поисковых системах, похоже, незначительно.
- Внедрение HTTPS предполагает расходы на покупку SSL/TLS-сертификатов, что вызывает недовольство у некоторых владельцев сайтов.
В связи с этим многие веб-мастера продолжают игнорировать рекомендации Google.

Аргументы Google
Считать HTTPS необходимым только для сайтов, которые обрабатывают конфиденциальные данные — это ошибка. В компании подчеркивают следующие важные моменты:
- Безопасность: Перехват данных опасен, так как каждый незащищенный HTTP-запрос может раскрывать информацию о предпочтениях пользователей. Злоумышленники могут использовать собранную информацию для манипуляций или кражи личности.
- Следование трендам: Протокол необходим для «прогрессивных веб-приложений», которые функционируют как стандартные сайты на десктопах и как приложения на мобильных устройствах. Google уверено считает, что HTTPS — это будущее интернета.
С 2015 года получение сертификата стало доступно бесплатно через Let’s Encrypt.
Заключение
SSL-сертификат нужен в следующих случаях:
- Если вы собираете конфиденциальные данные пользователей (например, пароли или данные карт);
- Если хотите снизить уровень опасений клиентов перед покупкой;
- Если не хотите, чтобы незащищенность сайта стала причиной мошенничества;
- Если вы работаете над SEO и каждая деталь важна.
Процесс получения SSL-сертификата
Процесс получения сертификата зависит от места покупки, однако общая схема выглядит следующим образом:
- Выбор типа SSL на сайте удостоверяющего центра или у посредника.
- Ввод необходимых данных (домен, контактные данные и т.д.).
- Получение письма активации и прохождение проверки.
- Получение файлов сертификата и установка.
Установка SSL-сертификата осуществляется в конфигурационных файлах веб-сервера (Apache или Nginx). Это можно сделать с помощью панелей управления, таких как ISPmanager, CPanel или Plesk. После настройки необходимо обновить информацию в поисковых системах и настроить редирект с HTTP на HTTPS.
Таким образом, переход на HTTPS — это не только вопрос безопасности, но и необходимость для успешного функционирования сайта в современных условиях.